Видання херсонської філії видавництва "Просвіта":

Вісник Таврійської Фундації. Випуск 8
Історія Просвіти Херсонщини. Том 1
Вісник Таврійської фундації. Випуск 6
Микола Сарма-Соколовський Срібне перо соколиного лету
Бериславщина. Рік 1904
З історії Успенської церкви у Бериславі

 

"Автобиография.

Родился в Москве 15/IX 1908 г. Отец служил на железной дороге и в 1919 году умер от сыпного тифа. В 1928 году я окончил школу 9-летку и в 1930 г. был зачислен на I курс естественно-исторического факультета I МГУ. Родители мои были людьми глубоко религиозными и с детских лет моим воспитателем был известный московский протоиерей И.Кедров, создатель и настоятель Воскресенского храма в Сокольниках. Я был у него пономарем и по окончании средней школы я дал ему обещание посвятить свою жизнь служению Церкви Христовой. В конце 1933 года я был осужден тройкой ОГПУ по обвинению по ст. 58 параграф 10 и выслан на 3 года в Сибирь. Там я познакомился с многими епископами и священниками, заключенными в лагеря, и еще более укрепился в своем решении принять духовный сан. По возвращении в 1936 г. из Сибири я поселился в г.Калуге. На интеллигентную, нормальную работу я устроиться никак не мог из-за магического действия справки полученной мною по освобождении из лагеря. Пришлось поступить на Лесозавод чернорабочим, вытаскивать из реки бревна на берег. Проработав полгода я почувствовал, что силы мои слабеют и перспектив на облегчение работы нет, я уволился с завода, но попрежнему ни бухгалтером, ни даже счетоводом (не говоря уже о педагогической работе) меня не принимали. Приехав в Москву посоветовавшись с знакомыми священниками и получив рекомендательные письма я вернулся в Калугу и весной 1937 г. Владыкой Антонином был рукоположен. Вскоре Владыка и ряд священников были арестованы, не получив назначения я быстро уехал в Москву к матери. Расшатанное в Сибири здоровье, подорванное тяжелой работой на Калужском лесозаводе, значительно ухудшилось и я слег в постель. Врачи обнаружили туберкулез легких. В течении продолжительного времени я нигде не работал и не имел постоянного местожительства - то находился у матери в Москве, то в Калуге, то у других родственников и знакомых под Москвой. В 1939 году врачи мне порекомендовали переменить климат и я уехал к отдаленным родственникам в Проскуров. Вскоре началась война и Украина оказалась занятой немцами. В ближайшие же дни я был арестован полицией по подозрению в еврействе и в сочувствии к Советской власти. Не ожидая решения своей участи я бежал из под конвоя во время работы и направился к Мелитополю, в надежде разыскать свою жену, проживавшей у матери под Мелитополем. Там я был снова задержан и только зимой 1942 г. при помощи епископа Серафима удалось скрыться из лагеря. Оформившись, у епископа Серафима я получил назначение на приход. Моя враждебная по отношению к немцам деятельность не могла пройти для них незамеченной и я неоднократно вызывался в комендатуры для объяснений. Меня спасала справка о судимости по 58 ст. но летом 1943 г. жандармерия решила меня арестовать, о чем я был предупрежден еп. Серафимом. Мне пришлось покинуть свой приход в селе Воскресенка Ново-Васил. р-на Запорож. области, бросить все вещи и личное имущество и захватив только жену и ребенка, при помощи епископа уехать в Нижнее-Серагозовский р-н, за 140 км. Это было 20/VII-1943 г. в Нижнее-Серагозовском р-не я служил в с. Ново-Александровка и там я также привлек внимание жандармерии, подвергался обыскам, а перед самым приходом Красной Армии чуть не был арестован. По настоянию нач-ка советской контр/разведки, который узнал у населения о преследовании, которому я подвергался со стороны немцев, я подал в январе 1944 г. рапорт на имя Патриарха Сергия (лично меня знавшего) о своей деятельности во время оккупации, выдержки из этого рапорта опубликованы в "Журнале Москов. Патриархии" № 4 - 1944 г. После освобождения Днепра я переехал в Большую Лепетиху где служил до 10/VI - 1945 г. С 14/VI служу в г. Бериславе в Успенской Церкви, куда переведен епископом Михаилом Херсонским и Николаевским указом от 19/VI - 1945 за № 133.

 

Священник Трифон Немчинов."
(ДАХО, Ф.р. 3727, оп. 1, спр. 3, арк. 23)

 


"Преосвященному Михаилу
Епископу Херсонскому и Николаевскому
от Успенской церкви гор. Берислава

Ваше Преосвященство!

29/VII с/г. от Бериславского гор/совета нами получено предписание в 10-дневный срок освободить полуподвальное помещение разрушенного церковного дома, находящегося в ограде церкви, в котором всегда находилась и ныне находится церковная сторожка, а в верхнем (ныне разрушенном) помещении - церковно-приходская школа. В настоящее время в полуподвале (который нам предписано освободить и в котором Вы, во время своего посещения Берислава, останавливались на ночь) как Вам известно, помимо сторожей, проживает также настоятель церкви со своей семьей. Указанное помещение было отремонтировано силами церкви в 1944-45 гг. и кроме его другого помещения, где бы можно было разместить церковную сторожку в ограде церкви нет. В связи с тем, что указанное помещение является от природы церковным и находится в ограде действующей церкви, постановление местной власти об изъятии его у церкви и передачи его дирекции педагогической школы, на том основании, что до 1941 г. в верхнем (разрушенном ныне) помещении находилась библиотека указанной школы, по нашему мнению, является незаконным и просим Вашего ходатайства перед Уполномоченным по делам церкви об отмене его.

Настоятель Церкви священник
Трифон Немчинов /підпис/

Церковный староста М. Федотченко /підпис/

29 июля 1946 г."

(ДАХО, Ф.р. 3727, оп. 1, спр. 3, арк. 39)

 

 


НАСТОЯТЕЛЬ
УСПЕНСКОЙ ЦЕРКВИ
г. Берислав
Херсонская область
10 ноября 1946 г.
№ 17
адрес: г. Берислав

Уполномоченному Совета
по делам
православной церкви
при Херсонском
Облисполкоме

На Ваш № 176 от 1/ХІ 46 сообщаю, что церковная сторожка Успенской церкви находится в своем природном помещении в ограде церкви в полуподвальном этаже бывшей церковно-приходской школы. Однако, на том основании, что до войны в верхнем, ныне совершенно разрушенном помещении церковно-приходской школы, временно была размещена библиотека педагогической школы, райисполком вынес постановление об изъятии у церкви не только развалин бывшей церковно-приходской школы, но и полуподвала т.е. церковной сторожки. Поэтому, 8 /VII 46 мне было предписано Райисполкомом в 10[?]-дневный срок освободить полуподвал или помещение церковной сторожки и передать его вместе с разрушенным помещением церковно-приходской школы дирекции педагогической школы. В виду явной незаконности постановления Райисполкома я отказался исполнить его и предложил председателю Райисполкома за разрешением этого вопроса обратиться к Уполномоченному по делам православной церкви. Мне совершенно ясно что решение Правительства о передаче всех природных школьных помещений, занятых посторонними учреждениями и организациями - школам, чем мотивирует свое постановление Райисполком, в данном случае неприменимо, посколько церковная сторожка занимает не природное школьное помещение, а свое собственное. На церковную сторожку педагогическая школа имеет столько же права, сколько и элеватор на помещение Успенской церкви, зерном которого она была засыпана до войны. С тех пор, как существовала Успенская церковь, существовала и церковная сторожка, в том самом помещении, где находится и ныне. После фронта здание церковно-приходской школы (в том числе и полуподвальное помещение церковной сторожки) оказалось совершенно разрушенным, но силами церковной общины полуподвал - 40 кв. метров - был восстановлен и отремонтирован; верхняя же часть здания (где одно время размещалась библиотека педагогической школы) и поныне представляет собою полуразрушенные стены.

Временно, за отсутствием в городе свободной площади в сторожке, помимо сторожей, несмотря на неудобства, проживает настоятель церкви. Как таковая церковная сторожка необходима для церкви и посколько она находится в своем собственном помещении в ограде церкви, закреплена за общиной по договору и находится в генеральном плане Успенской церкви, вопрос о ее освобождении, не должен иметь места. В церковной сторожке два раза был и ночевал Епископ Михаил и он в курсе всего этого.

Настоятель Церкви священник Трифон Немчинов".
(ДАХО, Ф.р. 3727, оп. 1, спр. 3, арк. 41)

 


"Успенской церкви
г. Берислав
Херсонская область
20 апреля 1961 г.

Председателю Совета
министров СССР
т Хрущеву Н.С.

От общины верующих
и членов 20-ки
Успенской церкви
г. Берислав
Херсонской области

Заявление

В нашем городе из четырех церквей трёх-престольный собор в центре города отобран и перестроен в дом культуры, другая церковь "Всех святых" на большом кладбище была разрушена до фундамента, полуразрушена была часовня на кладбище "Память Севастопольской обороны. Наш Успенский храм был полуразрушен и в 1945 году был предоставлен Херсонским облисполкомом в бессрочное пользование нашей общине верующих, которая за этот период полностью восстановила, оборудовала и благоустроила Успенский храм. На это дело было израсходовано около 300 тысяч одних денежных средств. Все приходы отошли к нашей церкви, а также и прихожане окружающих сел Бериславского района. По регистрации большого поста, верующих, посещающих нашу церковь, числится три тысячи человек.

Все мы убедительно просим Вас об оставлении Успенской церкви за нашей общиной и на дальнейшее время и просим Вас дать нам священника для служб в нашем храме".

(ДАХО, Ф.р. 3727, оп. 1, спр. 163, арк.40)

 


"Президиум Верховного Совета Украинской ССР

Жалоба

Мы члены общины верующих г. Берислава Херсонской области, обращаемся с настоящей жалобой по поводу нарушения элементарных правил свободы вероисповедания и отправления религиозного культа записанных в Конституции СССР. В данном случае наша жалоба состоит в том, что райисполком г. Берислава вынес решение церкви в которой производилась служба (отправление религиозного культа) с 1946 г., и нами верующими была церковь восстановлена и отремонтирована, на что было затрачено триста тысяч рублей. Между тем в Постановлении Херсонского Облисполкома от 1946 г. сказано, что здание церкви предоставляется в безсрочное пользование нашей общине.

Мы члены общины верующих в большинстве своем люди пожилого возраста, у большинства из нас во время Отечественной войны погибли за Родину дети, братья, мужья, отцы. Мы находим утешение в исполнении религиозных служб, которые совершались в храме, согласно законного права, закрепленного конституционным законом, а потому просим Президиум Верховного Совета Украинской ССР сделать соответствующее распоряжение об отмене решения райисполкома г. Берислава Херсонской области о закрытии храма во имя Успения Божией Матери в г. Бериславе, оставить таковой в пользовании нашей общины верующих для отправления церковных служб и влить в него приход верующих Введенской церкви (вмещающей до 70 человек), которая передана под музей.

По уполномочию членов общины верующих Успенской

Церкви г. Берислава Херсонской области

А Садовник /підпис/

Адрес: г. Берислав Херсонская область

Община верующих Успенской церкви

20 апреля 1961 г.

Подписи верующих прилагаются"

(ДАХО, Ф.р. 3727, оп.1, спр. 163, арк. 26, 27)

 

 


 

"ПРИЕМНАЯ
исполкома
Херсонского областного
Совета депутатов
трудящихся

г. Берислав,
ул.Первое Мая дом №74
САДОВНИК Антонине Семеновне,

Жалоба, адресованная Вами Президиуму Верховного Совета Украинской ССР, получена и рассмотрена.

Просьба, изложенная Вами в жалобе, не подлежит удовлетворению, так как она противоречит решению исполкома Херсонского облсовета депутатов трудящихся от 23 июля 1960 года за № 511.

Зам. председателя исполкома
облсовета депутатов трудящихся Д.Иванченко."
(ДАХО, Ф.р.3727, оп. 1, спр. 163, арк. 24)

 

Додати коментар



Корисно? Сподобалося? - То поділіться!
Цим Ви допоможете своїм друзям, культурі України та нашому сайту. Дякуємо!

 
Розробка та підтримка

порталу "Просвіти" Херсонщини

 

Кількість

Наразі на сайті "Просвіта" Херсонщини розміщено 116 книг;
1,466 статей;
340 авторів.




Хронологія

1654 (8) 1917 (6) 1918-1921 (6) 1929 (5) 1932-1933 (67) 1941 (4) 2014-2015 (10) XIX ст. (6)